26489 вакансий 90870 резюме |  О сайте |  Соискателям |  Работодателям |  Карта рынка труда | В избранное
Работа для Людей. Смотри шире
Версия для мобильных устройств
Для компании, которая ищет сотрудника, работодатель Добавить вакансию
Найти резюме
Для человека, который ищет работу, соискатель Разместить резюме
Искать вакансии
Дресс-код
на работе
Составляем
резюме правильно
Защита
коммерческой тайны
Ведение
трудовой книжки

Индексы рынка труда: динамика количества резюме и вакансий.


This text is replaced by the chart.

Посмотреть статистику зарплат и предложения рынка по отраслям
Зарплатомер: сколько ты стоишь!









Работа со своим автомобилем

28 августа 2008 г. 16:08

В каких областях могут требоваться специалисты, имеющие личный автомобиль и готовые использовать его в служебных целях? Какие основные документы регулируют порядок использования работниками личного автотранспорта в служебных целях? Кто несет расходы на компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях? Какие моменты положительные и отрицательные существуют в работе на своем автомобиле? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в этой статье.

Использование личных транспортных средств работников в рабочих целях – это довольно-таки частое явление, причины которого могут быть разными: дефицит или отсутствие автомобилей у работодателя, личное желание своего работника, производственная необходимость и т.д.
Наверняка всем встречались в газетах и на соответствующих сайтах Интернета объявления следующего или приблизительно следующего содержания: «Требуется сотрудник с личным автомобилем».

В каких областях могут требоваться специалисты, имеющие личный автомобиль и готовые использовать его в служебных целях? В принципе, во многих. Однако чаще всего на личных автомобилях работают водители, в том числе и таксисты, торговые представители, мерчендайзеры и менеджеры разных уровней. Иначе говоря, специалисты, которые вынуждены оперативно перемещаться по городу по служебной необходимости. Работодателям намного проще нанять работника с личным автомобилям, нежели пополнять свой автомобильный парк дополнительными транспортными единицами.
Однако использование личного автомобиля сотрудника может иметь определенные сложности с точки зрения правового урегулирования данного вопроса.
В принципе использование личных транспортных средств в служебных целях отнюдь не является явлением, принципиально новым для российского законодательства. Об этом в частности свидетельствует наличие достаточно большого количества документов, которые регулировали данный вопрос еще в период существования СССР. Многие из них, разумеется, уже не применяются, но принципиальные позиции, заложенные в них, успешно используются в современном трудовом законодательстве.

Основными нормативными документами, регулирующими порядок использования работниками личного автотранспорта в служебных целях являются: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 08.02.02г. № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных целей легковых автомобилей и мотоциклов…» и прочие документы.

Как уже было сказано выше, использование работником личного транспортного средства возможно в абсолютно разных ситуациях. Например, для выполнения служебного поручения, которое связано с управлением личным автомобилем (Например, при поручении отвезти куда либо документы или другого работника) или для выполнения служебного поручения, несвязанного с управлением автомобилем (Например, при необходимости по служебным делам добраться в какое-то место работник добровольно использует для этого личный автомобиль). При этом основополагающим критерием в обоих вышеназванных случаях является факт нахождения работника при исполнении служебных обязанностей.

А под исполнением служебных обязанностей понимается не только деятельность, предусмотренная трудовым договорам и прописанная в должностной инструкции, но и деятельность, выходящая за пределы трудового договора, но порученная работодателем в связи со служебной необходимостью.
Согласно статье 188 Трудового Кодекса Российской Федерации при использовании работником личного транспорта, ему выплачивается компенсация за использование, амортизацию автомобиля, а так же возмещаются прочие расходы, связанные с его использованием.
Иначе говоря, в том случае, если работник использует в служебных целях личный транспорт, он имеет право требовать от работодателя, а работодатель обязан возместить все расходы. При этом такое возмещение возможно в следующих случаях:

  • Автомобиль должен фактически использоваться работником.
  • Автомобиль должен использоваться с согласия или по просьбе работодателя.
  • Автомобиль должен использоваться в интересах работодателя, а не в личных интересах или интересах третьих лиц.

Согласно той же статьи Трудового Кодекса работник имеет право на два различных вида выплат в случае использования личного автомобиля в служебных целях:

  • компенсация за амортизацию личного автомобиля;
  • расходы, связанные с его содержанием, как то: бензин, ремонт автомобиля, расходные материалы и т.д.

Оформление выплаты компенсации за использование личного автомобиля, во избежание возможных недоразумений, рекомендуется закрепить в трудовом договоре, который заключается с работником при приеме его на работу. Как вариант данное положение можно прописать в коллективном трудовом договоре. Конкретные же суммы выплат закрепляются локальными распоряжениями или приказами по организации. При этом расходы на компенсацию за использование в служебных целях личных автомобилей относятся к прочим расходам, связанным с производством или реализацией в пределах установленных Правительством Российской Федерации норм. (подпункт 11, пункт 1, статья 264 Налогового Кодекса РФ). Для коммерческих организаций нормы на выплату компенсаций за эксплуатацию чужого личного автотранспорта составляют: для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб.см – 1200 рублей в месяц, а для легковых автомобилей свыше 2000 куб.см – 1500 рублей в месяц.
Иначе говоря, в случае, если организация оформляет использование личного автотранспорта путем выплаты компенсации, то учесть данную компенсацию в составе расходов необходимо исключительно в пределах норм, установленных постановлением №92. Остальная же часть компенсации выплачивается за счет собственной прибыли организации.

Еще одним возможным вариантом использования организацией автомобиля работника является подписание договора аренды автотранспорта. В данном случае если автомобиль в служебных целях будет использовать сам работник, у которого автомобиль берется в аренду, то предприятию будет удобнее заключить договор аренды автотранспорта «с экипажем».
Данный договор имеет, однако один довольно существенный недостаток. Все расходы, связанные с содержанием автомобиля осуществляются за счет арендодателя, то есть самого работника. Правда нельзя не отметить, что арендатор (организация) несет только расходы, которые напрямую связаны с коммерческой эксплуатацией автотранспорта, в том числе оплата топлива и прочих расходных материалов.

И, наконец, еще одним вариантом использования работником личного автомобиля в служебных целях является, собственно, вариант безвозмездного использования автомобиля. По договору безвозмездного использовании одна сторона передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне автомобиля, а последняя обязуется вернуть вещь по окончании срока договора в том виде, в каком она ее получила или в состоянии, оговоренном в договоре. Ссудополучатель берет на себя обязанность поддерживать вещь, которая получена абсолютно безвозмездно, в исправном состоянии, включая, в том числе осуществление текущего и капитального ремонта и нести абсолютно все расходы на ее содержание, в том случае, если иное не предусмотрено в договоре безвозмездного пользования.

Учитывая все вышесказанное, нельзя найти однозначного ответа на вопрос, является ли выгодным использование работником личного транспорта в служебных целях. Все зависит во многом от того, какой вариант компенсации издержек, связанных с этим выберет работодатель. К сожалению, в небольших организациях зачастую ситуация выглядит несколько иным способом. Работники используют в служебных целях транспортное средство, но в качестве выплаты компенсации за использование личного автотранспорта имеют в лучшем случае оплату использованного бензина, в худшем – абсолютно ничего.

Самой незащищенной в этом плане профессией является профессия таксистов. На сегодняшний день многие предприниматели, занимающиеся перевозками пассажиров предпочитают пополнять свой автомобильный парк за счет транспортных средств нанимаемых водителей. При этом таксисты просто получают возможность оказывать услуги по перевозки от лица компании-нанимателя, выплачивая организации определенную при найме сумму. Все расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства остаются за его владельцем, начиная от оплаты бензина и заканчивая капитальным ремонтом транспортного средства в случае возникновения данной необходимости. В результате, чистая прибыль от эксплуатации личного транспортного средства оказывается достаточно невелика. По этой самой причине многие водители, имеющие желание заниматься перевозкой людей регистрируются как индивидуальные предприниматели (ИП) и оказывают данную услугу без посредников, что в существенной степени увеличивает их доход.

В неслишком выгодном положении, если говорить об использовании личного автотранспорта в служебных целях находятся менеджеры и прочие специалисты, прибыль которых напрямую связана с мобильностью, т.е. возможностью быстрого перемещения из пункта А в пункт Б. Люди оказываются перед выбором, предпочесть ли использование личного автомобиля со всеми вытекающими отсюда расходами, но при этом повысить процент продаж, или перемещаться по служебным делам на общественном транспорте, не неся при этом дополнительных расходов, но выполнить при этом меньший объем работы. Каждый специалист решает данный вопрос, таким образом, каким кажется выгоднее конкретно ему.

В общем же и в целом, если работодатель следует букве закона и использование личного автотранспорта должным образом компенсируется, работа с использованием личного автомобиля может быть достаточно выгодной. Поскольку сотрудник, имеющий в своем распоряжении транспортное средство, которым он может воспользоваться без лишних проблем в любой нужный момент, имеет возможность более грамотно и выгодно в первую очередь для работодателя организовывать собственный рабочий день, тем самым увеличивая прибыль организации.

Добавить комментарий Запомнить

Профессиональные сообщества

  Весь список

Консультации по трудовому праву

Задерживают зарплату? Не позволяют уйти в отпуск? Пытаются уволить? Проконсультируйтесь со специалистом в области трудового права. 

На ваши вопросы отвечают специалисты консультационного центра "Кадис".

Сообщество Коучеров
Это сообщество объединяет профессионалов, связанных с проведением тренингов и бизнес-консалтингом: здесь общаются стратеги, специалисты по тайм-менеджменту и личностоному росту. Обсуждаем перспективные веяния, концепции, оригинальные методики и другие профессиональные вопросы.

Сообщество Специалистов по кадрам
Большинство людей и компаний не справились бы с поиском работы/специалистов без нашей помощи. Это сообщество для тех, кто помогает "встретиться" соискателям и вакансиям. Все о рекрутменте, психологии кадровой работы, решении сложных ситуаций в коллективе, корпоративной культуре.

Работа и кадры в регионах

  Выбор города/района

Рейтинг профессий

  Все должности